На портале проектов нормативных актов размещен законопроект «О промышленной безопасности», который находится на стадии публичного обсуждения.

К разработке нового закона «О промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору приступила осенью 2018 года.

Законопроектом должны быть решены задачи:

- внедрения новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий;

- повышения эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

- применения согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей;

- формирования механизмов научно-технической поддержки государственного регулирования в области промышленной безопасности;

- совершенствования правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня.

В 2020 году планировалось введение закона в действие.

 В новой редакции закона предлагается:

- привести термины и понятия в соответствие с реалиями времени и международным документам;

- уточнить понятие "технические устройства" разделив объекты на два типа:

1) машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО;

2) передвижные ТУ - машины и оборудование, определенное отдельным списком к предлагаемому ФЗ (грузоподъемные машины, передвижные установки, в которых используется ОРПД более 0,07 мегапаскаля);

- исключить из предмета экспертизы промышленной безопасности вопросы продления назначенного срока службы ТУ, зданий и сооружений (решение о продолжении эксплуатации будет приниматься на основании результатом технического диагностирования ТУ или обследования технического состояния зданий и сооружений);

 - ввести новый институт аудита системы управления промышленной безопасностью, что позволить снизить количество проверок, повысить эффективность работы систем управления промышленной безопасностью. При этом предполагается установить, что для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II или III класса опасности, представивших положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасность за период, следующий после проведения последней плановой проверки, проведенной органом государственного регулирования промышленной безопасности или его территориальным органом, до начала формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в течение пяти лет

- внедрить методы дистанционного метода мониторинга в области промышленной безопасности для передачи в автоматизированном режима в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информации о значениях параметров, определяющих безопасность ОПО. Предполагается определить, что в отношении объектов дистанционного контроля плановые проверки не проводятся;     

- определить механизм проверки готовности организаций к выполнению сварочных работ Единым общероссийским профессиональным объединением организаций, являющихся аттестационными центрами.

Кроме того, в проекте нового ФЗ предусмотрено выделение отдельного раздела "Специальные требования промышленной безопасности", где предполагается установить требования, относящиеся к:

- эксплуатации передвижных технических устройств;

- применению взрывчатых материалов промышленного назначения;

- ведению маркшейдерских работ;

- проведению сварочных работ на ОПО, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Отдельным разделом выделен контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, куда входит: 

- аудит системы управления промышленной безопасностью;

- экспертиза промышленной безопасности;

- техническое расследование причин аварии;

- техническое расследование случаев утраты взрывчатых веществ и изделий на их основе;

- производственный контроль и системы управления промышленной безопасностью;

- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

- государственный мониторинг в области промышленной безопасности;

- общественный контроль в области промышленной безопасности.

Проектом предусматривается установление переходного периода для адаптации к предлагаемым требованиям.

Правоустанавливающие документы, выданные до предполагаемого вступления в силу ФЗ, будут действительны до окончания срока их действия. Эксперты в области промышленной безопасности, аттестованные в установленном порядке до предполагаемого дня вступления в силу ФЗ, вправе проводить работы по техническому диагностированию ТУ и проведению экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений будут вправе проводить такие работы без дополнительного подтверждения квалификации до окончания действия документов об аттестации.

В конце 2019 года, Ростехнадзор внес проект нового закона в федеральное правительство. Документ получил оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития, которое совместно с представителями целого ряда предприятий подготовило свой отзыв. Отзыв Минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия законопроекта занимает 80 страниц. Замечаний и предложений в нем — 395. В связи с чем, продолжается его доработка.

Очевидно, что новый закон «О промышленной безопасности» нужен и после соответствующей «доводки» будет применятся в ближайшее время—  для снижения избыточной административной нагрузки на бизнес, и для нивелирования угрозы техногенных катастроф и трагедий на опасных производствах.

 Проект Федерального закона «О промышленной безопасности»

    
© 2024 Учебный центр «Академик» — курсы повышения квалификации